- ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТУРЕ́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература турецкого народа. Развивается на турецком языке. Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека (например, памятники героического эпоса цикл «Огуз-наме»). Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. «Китаби деде Коркуд»). Более позднему фольклору (с XIII в.) принадлежат легендарные сказания. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы (см. «Кёр-оглы»). Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения т. н. лубочной литературы, сказки, басни, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине). Народная поэзия представлена песенными жанрами (тюркю, мани, кошма, ташлама).
Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульманскую культуру. В государстве Сельджукидов Рума (XIXIV вв.) арабский язык был языком религии и науки, а персидский языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной литературы, созданной в Малой Азии на турецком языке, относятся к середине XIII в. Произведения ранней тюркоязычной, или т. н. староанатолийской, литературы (середина XIII середина XV вв.) носили суфийский характер (см. Суфийская литература). Появление турецких стихов вызвало борьбу двух систем стихосложения: силлабической и силлабо-тонической, свойственной тюркской устной народной поэзии, и арабо-персидской метрической системы аруз, господствовавшей затем в турецкой поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали и другие арабские и персидские поэтические формы: месневи, касыда, газель.
Т. л. развивалась под сильным влиянием суфизма. Виднейший представитель суфийской поэзии в Малой Азии персоязычный поэт XIII в. Джалаледдин Руми (выходец из Средней Азии) создавал свои стихи и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед, стихи которого явились первой точно датированной (1301) попыткой создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре. Первое значительное произведение на турецком языке поэма-месневи «Книга скитальца» суфия Ашик-паши.
На рубеже XIVXV вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из «Пятерицы» Низами Гянджеви: «Искендер-наме» Ахмеди, «Хосров и Ширин» Юсуфа Синана Шейхи и др. (см. Хамсе).
В середине XV в. наступает т. н. классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до начала XVII в. Язык произведений был насыщен арабо-персидской лексикой. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, которым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби, автор первой «Пятерицы» на турецком языке. Крупнейшие поэты стремились в рамках поэтических традиций средневековой литературы Ближнего Востока отразить современную им жизнь: Ахмет-паша, Неджати, Махмуд Бакы, поэтесса Михри Хатун.
XVII век в истории Т. л. называют веком сатиры: наметившийся упадок Османской империи, состояние экономической, политической и социальной жизни страны предопределили и характер литературы. Пороки общества, гнет и насилие осуждали в своих сатирических произведениях поэты, которых часто ждала крутая расправа власть имущих (например, сатирик Омер Нефи был задушен). В месневи Юсуфа Наби «Хайрие» содержится критика духовенства, судей и пашей. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит. Новое направление в литературе, противостоящее панегирической поэзии, оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима, создавшего новую форму шаркы в подражание турецким народным песням.
В XVIII в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (поэма «Красота и любовь»). В начале XIX в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Литература, получившая развитие после танзиматских реформ (с 1839 до начала 70-х гг. XIX в.) и традиционно именуемая литературой Танзимата, приобретает просветительский характер. Обостряется интерес к социальной проблематике: в центре многих произведений проблемы личности и общества, личности и народа. В духе просветительских идей трактуются женская и антиклерикальная темы. С конца 50-х начала 60-х гг. появляются переводы произведений французских писателей, в том числе сочинения Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Ламартина, Мольера (Ахмет Вефик-паша). Важную роль приобретает публицистика. Возникают и выступают на 1-й план новые для Т. л. жанры драматургии и художественной прозы. Литература этого времени осуждала деспотические феодально-мусульманские традиции. Крупнейшие представители литературы Просвещения: Ибрахим Шинаси, поэт, пропагандист французской литературы, создавший первую в Т. л. оригинальную авторскую комедию «Женитьба поэта», собиратель турецкого фольклора; Намык Кемаль, автор патриотических и социально-бытовых пьес, а также первого нравоучительного и первого исторического романов; Шемсеттин Сами, прозаик, драматург и лексикограф; Ахмет Мидхат, основоположник жанра новеллы. Эти писатели реформировали турецкий литературный язык, приближая его к народному. Во 2-й половине XIX в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан и Реджаизаде Экрем искали в поэзии новые ритмы, новые решения лирических тем, обращались к внутреннему миру лирического героя.
В конце 70-х и в 80-х гг. XIX в. в связи с наступившей общественной реакцией начались преследования прогрессивных деятелей (Намык Кемаль, например, умер в ссылке). Была установлена жестокая цензура. У ряда писателей появились мистические и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость присущи группе писателей, связанных с журналом «Сервети-фюнун» (18911901), который сыграл большую роль в литературной жизни страны. Далекие от народа, эти писатели тем не менее не принимали деспотического уклада султанской Турции. Уже в ранних стихах Тевфика Фикрета, стоявшего во главе журнала, появляется тема сочувствия страданиям простых людей. С начала XX в. поэзия Фикрета приобретает ярко выраженную гражданскую направленность. В то же время поэт был смелым новатором, обогатил турецкую поэзию, преобразовал аруз, приблизив его к нормам турецкого языка. Крупнейший прозаик «Сервети-фюнун» Халид Зия Ушаклыгиль основоположник турецкого реалистического романа и новеллы европейского типа. Хюсейн Рахми Гюрпынар, Ушаклыгиль, Мехмет Рауф в своих произведениях разрабатывали новые темы: критика социальной действительности, тема маленького человека.
После младотурецкой революции (1908) обостряется борьба различных художественных течений и направлений, но определяющая тенденция дальнейшее утверждение реализма как ведущего направления в национальной Т. л. Ее основным жанром становится жанр реалистической социальной новеллы. Рефик Халид Карай, Ака Гюндюз, Омер Сейфеддин впервые в Т. л. обратились к изображению провинциальной жизни и деревни. Сатирическая новеллистика Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие турецкой реалистической прозы последующих десятилетий. Однако в его творчестве проскальзывали порой националистические настроения; под влияние националистических идей временно попадали и другие писатели, например Халиде Эдип Адывар (роман «Новый Туран»).
Сложные явления происходят в поэзии. Под влиянием европейского символизма распространяются декадентские мотивы, получавшие отражение в творчестве крупных мастеров стиха Яхья Кемаля Беятлы, Ахмета Хашима; им принадлежит заслуга реформирования традиционных классических форм и размеров. Наиболее значительным было творчество поэтов «хеджеджистов» (Фарук Нафиз Чамлыбель и др.), обратившихся к слоговому размеру хедже, свойственному народной поэзии, который еще в конце XIX в. использовал поэт Мехмет Эмин Юрдакул (сб. «Стихи по-турецки»). Но в годы 1-й мировой войны 1914 1918 стихи его приобрели шовинистическое содержание.
После 1-й мировой войны, когда Турция была оккупирована иностранными войсками, в литературной жизни страны наступил спад. С началом национально-освободительного движения в Анатолии происходит оживление литературной жизни. Тема национально-освободительной войны получила широкий отклик в литературе после установления республики (1923): романы «Огненная рубашка» и «Убейте блудницу» Адывар, рассказы «О национально-освободительной борьбе» и роман «Содом и Гоморра» Якуба Кадри Караосманоглу, роман «Зеленая ночь» и пьеса «Трагедия одной ночи» Решада Нури Гюнтекина. Однако главную роль в освободительном движении Адывар и Караосманоглу отводили героям-одиночкам (рассматривая народ как жертву), проповедовали идею «особого пути развития» страны, считая, что национальное единение людей якобы способно само по себе стереть классовые различия достаточно лишь поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне. Критика шла в основном по линии осуждения реакционных традиций.
Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации, выступала против произвола государственных чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты, выражала неудовлетворенность буржуазными реформами. Писатели-демократы Сабахаттин Али, Садри Эртем, Решад Энис Айген, Суад Дервиш, Саит Фаик, с именами которых связано развитие критического реализма как ведущего метода Т. л. 30-х гг., обратились к постановке новых, общественно значимых тем. Среди них крестьянская проблема становится центральной в эти и последующие годы. Роман Садри Эртема «Когда останавливаются прялки» был первым в Т. л. реалистическим социально-историческим романом; в нем отражена классовая борьба крестьян. В произведениях писателей 30-х гг. отражены также темы, связанные с жизнью разных слоев провинциального города, женская тема, судьба интеллигента в обществе. Тридцатые годы годы развития турецкой новеллистики. Особое место в Т. л. занимает творчество Сабахаттина Али.
С 30-х гг. в турецкой драматургии активно разрабатывается тема взаимоотношения личности и буржуазного общества («Всеми забытый» Назыма Хикмета Рана и др.).
Основоположник революционной поэзии Назым Хикмет Ран. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное темы и сюжеты, считавшиеся до того «непоэтичными», сделали его признанным главой нового поэтического направления.
Накануне 2-й мировой войны 1939 1945 в Турции все заметнее становится влияние идеологии фашизма. В стране активизируются всевозможные пантюркистские общества. Передовые писатели и публицисты призывают к борьбе против фашизма. С антифашистским романом «Дьявол внутри нас» выступил Сабахаттин Али. Вместе с тем для произведений многих писателей становятся характерными настроения пессимизма, тема ухода от жизни.
И все же в 40-х гг. делается новая смелая попытка обновить турецкую поэзию, заставить признать прежде всего ее общественное назначение. Группа поэтов т. н. «Треножника» (Орхан Вели Канык, Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат Хорозджу) выступает с литературным «Манифестом трех» (кн. «Странное»), где предлагает сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, которые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека. Призыв к «очеловечиванию» поэзии был подхвачен почти всеми представителями турецкой поэзии 4050-х гг. Новшества, привнесенные поэтами «Треножника», наряду с революцией, осуществленной в турецкой поэзии Назымом Хикметом, определили характер и направление развития Т. л. в послевоенный период.
«Записки сельского учителя» (1948) Махмуда Макала и выход его книги «Наша деревня» дали толчок дальнейшему освоению т. н. крестьянской темы. Появился новый литературный персонаж интеллигент, уехавший в деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством: романы «Жестянка» Яшара Кемаля, «Темный мир» Орхана Ханчерлиоглу, «Месть змей» Факира Байкурта, рассказы Дурсуна Акчама и др. Жизнь рабочего класса впервые находит отражение в произведениях Орхана Кемаля (рассказы, роман «Джамиле»). Тема национально-освободительной борьбы получила наиболее яркое воплощение в эпопее Назыма Хикмета «Дастан об освободительной борьбе», написанной в тюрьме в 1941 1946. Этой теме посвящены и романы Кемаля Тахира 5060-х гг., а также дилогия Самима Коджагёза, в которых показан борющийся Стамбул.
Активизация демократического движения с начала 60-х гг. создала благоприятные условия для развития драматургии (пьесы Четина Алтана, Рефика Эрдурана, Азиза Несина). Заметным явлением в Т. л. стали злободневные пьесы Халдуна Танера «Спаситель родины Шабан» и «Сказ об Али из Кешана» первая турецкая пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и одновременно в традициях народного театра карагёз.
В поэзии 6070-х гг. Фазыл Хюсню Дагларджа, Бехчет Неджатигиль, Рифат Ылгаз, Зия Осман Саба, Бедри Рахми Эюбоглу и др. продолжают демократические традиции. Поэты течения «Второе новое», которое появилось еще в 50-х гг. (в отличие от «Первого нового» школы Орхана Вели Каныка), встали на путь формалистического экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Берк. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием различных модернистских течений призывает к «искусству без цели», к поэзии «стороннего наблюдателя». Зарождается «литература отчаяния» как следствие десятилетнего пребывания у власти демократической партии (1950 1960), завершившегося государственным переворотом. События мрачного десятилетия становятся темой многих романов, среди которых выделяется «Наедине с самим собой» Ведата Тюркали. События 12 марта 1971, когда в стране была установлена реакционная диктатура военных, нашли отображение в произведениях прогрессивных писателей (Эрдал Оз, роман «Ты ранен»; Коджагёз, «Спор»). Писатели молодого поколения (Оз, Йылдыз Бекир, Эрол Той и др.) в Т. л. 6070-х гг. развивают линию критического реализма, ставят перед литературой основные проблемы политической и экономической жизни страны, пишут о нелегкой доле турецких рабочих. Новое осмысление получает также тема крестьянина, бывшая главной темой в литературе 40-х гг.: романы Яшара Кемаля, Коджагёза и др. Безработица, религиозный фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Кемаля Бильбашара, Д. Акчама, Гюнея Йылмаза, Оз'ялчинера и др.). Произведения Азиза Несина в остросатирическом плане изображают общественные условия, искажающие природу человека.
Турецкое литературоведение имеет давние традиции (тазкире). В XIX в. и особенно в XX в. турецкая литературно-критическая мысль развивается, продолжая национальные традиции и испытывая влияние европейского литературоведения.
В 1970 в Турции создан Союз деятелей искусств.
Литературная периодика: журналы «Варлык» (с 1933, выпускает «Ежегодники»), «Едитепе» (с 1950), «Ени Адымлар» (с 1973), «Дост» (с 1957).
Издания:
Рассказы турецких писателей, М., 1954;
Турецкая поэзия наших дней, М., 1958;
Наша улица. [Рассказы], М., 1962;
Любовные письма. [Рассказы], М., 1966;
Плата за молчание. [Рассказы], Л., 1974;
Хлеб прежде всего. [Рассказы], М., 1976;
Современная турецкая пьеса, М., 1977;
Из старой турецкой поэзии, М., 1978;
Из турецкой поэзии XX в., М., 1979.Литература:
Смирнов В. Д., Очерк истории турецкой литературы, СПБ, 1891;
Крымский А. Е., История Турции и ее литературы, т. 12, 1910 1916;
Гордлевский В. А., Очерки по новой османской литературе. Переходная пора османской литературы, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1961;
Гарбузова В. С., Поэты средневековой Турции, Л., 1963;
ее же, Поэты Турции XIX в., Л., 1970;
ее же, Поэты Турции первой четверти XX в., Л., 1975;
Алькаева Л., Бабаев А., Турецкая литература. Краткий очерк, М., 1967;
Кямилев Х., У истоков современной турецкой литературы, М., 1967;
Айзенштейн Н. А., Из истории турецкого реализма, М., 1968;
Маштакова Е. И., Из истории сатиры и юмора в турецкой литературе (XIVXVII вв.), М., 1972;
Алькаева Л. О., Из истории турецкого романа. 2050-е гг. XX в., М., 1975;
Утургаури С., Турецкая проза 6070-х гг., М., 1982.А. А. Бабаев, В. С. Гарбузова, И. Р. Сонина.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.